Воскресенье, 19.05.2024, 02:20
Приветствую Вас Гость RSS
ArkhangelsUA
ГлавнаяКаталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
О казачестве [3]
Друзья сайта
Главная » Статьи » О казачестве

О казачестве
 

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами можно действительно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина —современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой
степи и плавневых дебрей Великого
Луга (так раньше называли плавни в
нижнем течении Днепра) выработала
в казаках особые умения и приемы
проведения разведывательных операций,
наступательных и оборонительных боев,
сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня.


Испытание новичков
Стать «истинным» казаком мог не каждый. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Поговаривают, что именно тут устраивали испытание новичкам. Вот как это происходило. Между скалами укрепляли жердь которой с завязанными глазами должен был был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.
«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем», — щутили запорожцы. Умение обращаться с конем было одним из главных требований к кандидату. Один исследователь казацкого быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!»
Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него — толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях. Существовало у запорожцев еще одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул...


Зачем казаку чуб-оселедец?Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол (его еще называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака.
Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Дело тут в очень давних (если не древних!) традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинс¬твенных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» - сын неба).
Считается, что подобную прическу казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сече¬вики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.
Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Шириной в Черное море...
Просторные шаровары были экзотической и приметной частью казацкой одежды. Шились они в основном из сукна, однако могли быть и кожаные. Очевидцев поражала ширина казацких шаровар, которую знамени¬тый Гоголь даже сравнивал с шириной Черного моря.
Известно, сколько материи использовалось для пошива казацких штанов: двенадцать аршин. Такие шаровары назывались «рясными». На шаровары же «с достатком» уходило еще больше сукна — до пятнадцати аршин.
Зачем запорожцу нужны были такие просторные штаны? «Как идет казак, так и след за собой метет», — говори¬ли о сечевике, который шел, будто бы пританцовывая. Конечно, речь шла прежде всего о казаке, что «выхва¬лялся» своими шароварами. Однако подразумевался и казацкий следопыт, который двигался легко и бесшум¬но, не оставляя после себя следов, по которым можно было бы определить маршрут его продвижения. Важна была и маскировка. Порою издали и не поймешь, кто перед тобой — «точно баба в юбке стоит».
Очевидцы свидетельствовали, что «в иные шаровары можно штук тридцать арбузов вложить». Арбу¬зы, конечно, казакам ни к чему было таскать в шароварах, а вот саблю или пистоль приходилось прятать частень¬ко. Врагу невдомек было, что разгули¬вающие в ярмарочной толпе полуго¬лые бродяги в шароварах были казац¬кими лазутчиками, которые скрывали под ветхой одеждой оружие. В любой момент базарный зевака, крикливый торговец, жалкий попрошайка или слепой кобзарь могли, превратившись в ловких воинов, выхватить из шаро¬вар кинжалы или пистоли...

Богатырская сила«Страшенный народ был, — рас¬сказывали старики в приднепровских селах о запорожских вояках. — Бога¬тыри у них были такие, каким равных нигде не было». Уже один «мордатый, точно обточенный» внешний вид сечевиков повергал в трепет врагов. Вот как в одной легенде описывают¬ся казацкие здоровяки: «У каждого по семь пудов голова, у каждого такие усища, что бывало, как возьмет он их в обе руки, да как расправит один ус туда, а другой сюда, так и в дверь не влезет, хоть бы в нее целая тройка с повозкой проскочила».
Внешнему виду казацких богатырей соответствовала и их исключи¬тельная физическая сила. Одни тугие луки, над которыми несколько чело¬век справиться не могли, «играючи» натягивали, другие толстенные желез-натягивали, другие толстенные желез-
ные полосы вокруг шеи врага скру¬чивали, третьи возы через броды на себе перетаскивали, ядра через самые широкие реки запросто перебрасыва¬ли. Сохранилось множество преданий о казацких богатырях.
Особой силой отличались казацкие предводители. Вот свидетельство современника казаков немецкого исследователя И. Мюллера: «Войско без вождя — тело без души, а у креп¬кого вождя — крепкое тело. Исходя из военной необходимости они избирают вождя среди сильных людей. Таким могучим вождем был Иван Подко¬ва, гетман низовых казаков, который был такой крепкой породы, что гнул подковы. Вот почему за ним закрепи¬лось прозвище Подкова». А про гет¬мана Мазепу французский дипломат Жан Балюз писал: «Тело его крепче, чем тело немецкого рейтара, и ездок он знаменитый». Днепровская Пали-евская забора у левого берега Днепра заканчивалась так называемым кам¬нем Палия. На ней были выбиты две огромные ступни. Народная молва приписывала их знаменитому казаку Семену Палию. Об авторитете и силе этого предводителя-богатыря говорит такая деталь. Если какой-нибудь казак в походе допускал оплошность, то атаман ссаживал его с коня и поручал нести свою саблю. На первый взгляд, это вроде бы и не могло считаться наказанием, если не учитывать того, что сабля Палия весила не меньше... двух пудов.

Боевой гопак
В вихревом, зажигательном укра¬инском танце гопаке и сегодня оче¬видна его боевая первооснова, кото¬рая входила в систему единоборств, используемых запорожскими каза¬ками. Умение «взять» противника голыми руками высоко ценилось у запорожцев. Поэтому даже на досуге после чарки во время танцев со слож¬ными акробатическими пируэтами они отрабатывали приемы поражения противника. Кстати, тренируя вести¬булярный аппарат и глазомер, каза¬ки, случалось, выплясывали на столе среди тарелок и бутылок.
Главными способами передвиже¬ния в боевом гопаке являются шаги, бег, прыжки, «ползунки». Среди шагов выделялись: основной шаг, шаг
«аркана», задний шаг, шаги «прибой», «чесанка», «дубоны», «стукалочка». Анализ названий подчеркивает их тактически-боевую направленность. Так, применяя шаг «дубоны», казак притоптывал ногами, производя шум, который отвлекал внимание против¬ника. Бег включал в себя «дорожку», «дрибушку», галоп. Удары одной или двумя руками осуществлялись ладо¬нью, локтем, предплечьем, плечом. Особенно разнообразными были удары ладонью. Они насчитывали добрый десяток приемов, среди кото¬рых и «ляпас», и «секач», и «тумак», и «дрель», и «штрык». Самыми эффек¬тивными и впечатляющими приема¬ми в гопаке были удары ногами на месте или во время прыжка. «Разно¬жкой» назывался удар в прыжке двумя ногами по бокам, «щупаком» — удар в прыжке двумя ногами вперед, «писто¬лем» - удар в прыжке одной ногой в бок, «чертом» — удар в прыжке с пово¬ротом тела на 360 градусов.
Существовали и другие виды казацкой борьбы, которые приме¬нялись в стычках с противником. Среди них — «гойдок», «спас», «крест-накрест», на ремнях, на палках. Приемами «гойдока» пользовались в основном разведчики-пластуны. Казак как бы «приклеивался» к про¬тивнику, повторяя все его движения, а в случае ошибки, нападал на него. Борьба «спас» имела в основном не атакующий, а оборонительный характер.

Категория: О казачестве | Добавил: megadoza (14.08.2007) | Автор: Андрей
Просмотров: 10189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz
Elmore.ru